К содержанию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Свердловская область, Ирбитский район, д. Гаёва, ул. Школьная, д. 18
Телефон: +7 (34355) 31-4-49
Главная / Новости / О митингах

О митингах

21 апреля 2021

Новости

Полиция напоминает об ответственности за совершение противоправных деяний, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, при проведении общественно-политических или спортивно-массовых мероприятий

 

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

 

Согласно статей 13, 14, 15 Конвенции о правах ребенка (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I) дети имеют право на свободу мысли, имеют право свободно выражать свое мнение, встречаться и объединяться в группы, имеют право на свободу мирных собраний, если это не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

 

При этом необходимо учитывать, что свобода волеизъявления и собраний должна означать осознанность и юридическую дееспособность субъекта данных правовых отношений.

 

Так, Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не содержит каких-либо специальных требований к участникам публичного мероприятия с точки зрения их возраста.

 

Однако, в большинстве случаев полная дееспособность гражданина наступает в возрасте 18 лет, в связи с чем, именно с этого возраста возможно говорить об осознанности действий участника публичного мероприятия.

 

Что же такое публичное мероприятие?

 

Это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

 

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.

 

Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании.

 

Законом определены следующие понятия:

 

2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

 

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

 

4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

 

5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

 

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;

 

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организатором публичного мероприятия: - лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

 

- лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

 

- политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

 

Административная ответственность организатора публичного мероприятия по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ наступает в случаях организации или проведения публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям.

 

Что касается наступления административной ответственности за совершение правонарушений участниками собраний и митингов, то следует иметь ввиду, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет.

 

Ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения пикетирования установлена ст. 20.2 КоАП РФ:

 

- нарушение организатором установленного порядка организации либо проведения пикетирования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 20 000 руб. или обязательные работы на срок до 40 часов; на должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ);

 

- вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб., или обязательные работы на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц - от 250 000 до 500 000 руб. (ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ);

 

- организация/проведение пикетирования без подачи уведомления о его проведении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 30 000 руб., или обязательные работы на срок до 50 часов, или административный арест на срок

 

до 10 суток; на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц - от 70 000 до 200 000 руб. (ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ);

 

- вышеуказанные нарушения, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб., или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц - от 250 000 до 500 000 руб. (ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ);

 

- вышеуказанные нарушения, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 000 до 300 000 руб., или обязательные работы на срок до 200 часов, или административный арест на срок до 20 суток; на должностных лиц - от 200 000 до 600 000 руб.; на юридических лиц - от 400 000 до 1 000 000 руб. (ч. 4 ст. 20.2 КоАП РФ);

 

- нарушение участником пикета установленного порядка проведения пикетирования влечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или обязательные работы на срок до 40 часов, за исключением случаев, когда данные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 150 000 до 300 000 руб., или обязательные работы на срок до 200 часов, или административный арест на срок до 15 суток (ч. 5 и 6 ст. 20.2 КоАП РФ);

 

Санкция за неоднократное нарушение статьи предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере от 600000 до 1000000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

Нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

 

При этом стоит отметить, что родители правонарушителей, не достигших 16 лет, могут быть привлечены к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ), так как нарушение ребенком установленного законом порядка, несоблюдение общепринятых норм поведения, говорит об отсутствии надлежащего контроля за несовершеннолетним ребенком, за его досугом, равнодушии к его воспитанию, в отсутствии достаточного внимания и заботы, влекущих нарушение ребенком порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

 

Под влиянием различных факторов: социальных, политических, экономических и иных, наиболее уязвимой считается молодежная среда, в которой легче формируются радикальные взгляды и убеждения.

 

Именно поэтому молодежь, активно используют в своих политических интересах. Молодые люди до конца не осознают, что собираясь посетить, то или иное мероприятия, они могут оказаться в очень трудной ситуации.

 

Нужно объяснять своим детям, что иногда просто постоять в стороне во время митинга или драки, уже может быть нарушением законодательства. Если дети или подростки нарушают правила проведения мероприятий — в том числе идут на несанкционированный митинг или шествие и тем более позволяют там себе хулиганские действия, - они подлежат ответственности наравне с прочими участниками правонарушения.

 

Внимание! Несогласованные публичные мероприятия могут быть сопряжены с нарушением общественного порядка, в ходе которых могут пострадать и ваши дети. Напоминаем родителям о необходимости контроля за действиями своих детей, особенно в местах массового скопления граждан


Наверх страницы